Шоломова Юлия
Первая пандемия застала меня врасплох на другой стороне земного шара — в Сент-Поле (Миннесота) с годовалым третьим ребенком.
Наши обратные билеты в Петербург попали на отмену полетов.
Я осталась одна с грудничком в съемном жилье. Началась великая изоляция. С нами никто не встречался. Закрылось почти всё, но главное — магазины для творчества.
Без кистей и холстов, без масла и акрила, — как без еды и воды. Даже хуже.
При этом я была «динозавром», не умеющим пользоваться интернет-доставкой.
На грани полного уныния я посадила дочку в коляску и пошла бродить по пустым улицам.
Всё началось с пары причудливых железяк под ногами.
Привычная прогулка внезапно обернулась путешествием в новый дивный мир.
Пришла мысль — моими красками может стать уличный мусор! Какие потрясающие цвета и фактуры!
Утерянные и никому не нужные детали игрушек, гаджетов, украшений, стекло от очков, осколок катафота, разные болтики и прочие… сокровища!
Если посмотреть на эти предметы иначе. Вне оценок, продиктованных обществом. Вне выбора, навязанного социоэкономической системой выживания. Есть и иной мир, помимо мира взаимной выгоды. Нас приучили ценить бриллианты и проходить мимо мусора. Но в масштабах Вселенной всё пыль. И каждая пылинка — по-своему бриллиант.
Я ощутила такой прилив энергии и радости, словно изобрела вакцину от всех вирусов в целом и от «короны» в частности.
Ночью я приклеивала кусочки мироздания к деревянной панели, и к утру была готова картина «Душа города под дождём», сделанная исключительно из найденного на улицах мусора. Она получилась харизматичной и глубокой.
Я ликовала. Да! Искусство можно создавать из всего вокруг! Без кистей и красок, без магазинов, без денег! Ограничений нет! И, конечно, так было всегда. У разных народов. Искусство никогда не покоилось в академических рамках.
Унылая изоляция в далекой стране превратилась в творческое приключение.
А первое, что я сделала, когда прилетела в Петербург, — это опять же посадила дочку в коляску (куда же без хвостика!) и в том месте, где Нева не закована в гранит, прямо в воде насобирала осколки посуды позапрошлого века, некоторые даже с клеймами.
О! Cколько, в зависимости от возраста фарфора, оттенков! Как многообразны узоры трещин!.. К утру была готова картина «Нева. Взгляд из позапрошлого века», которую тут же захотели купить. И хотя на сей раз использовались еще и акриловые краски, однако кусочки старинного фарфора — уникальны. Я поняла, что пока не готова расстаться с этой картиной, и отказалась от продажи.
Вот такой нюанс: картины из мусора, в отличие от картин красками, абсолютно неповторимы. Cделать копию невозможно.
С тех пор я вышивала, шила и клеила картины.
И вот перед вами очередной ассамбляж — «Фарфор моей бабушки». Продолжение мусорной истории. Здесь находки с улиц, блошек, раскопок и, конечно, с антресолей.
Моя бабушка никогда не хранила красивый фарфор, как принято, за стеклом в гостиной. Она говорила — «красивая посуда не для того, чтобы стоять в шкафу». Чай бабушка всегда наливала из самовара в нарядные чайные пары. Самый изящный фарфор она использовала не по праздникам, а каждый день. Словно каждый день — и есть праздник.
Это был незабывамый урок об искусстве жить. И о том, что порой нет никакой необходимости действовать в общепринятых рамках. И это не только про посуду. Нет красок, настроения, идей? Идите на улицу! Вокруг полно вдохновляющего мусора! Будьте смелыми, будьте дикими, будьте волшебниками — превращайте кусочки этого несовершенного мира в искусство!
И непременно всё будет хорошо. И даже лучше!
Биография:
Окончила Нижнетагильскую художественную школу и Санкт-Петербургский университет технологии и дизайна. Работала дизайнером-конструктором-проектировщиком мебели и торгового оборудования, редактором и журналистом на телевидении итд. После долгой реанимации в 2011 году занялась художественной и литературной деятельностью. Автор рассказов, опубликованных в литературных журналах и сборниках в России и за рубежом. Участник коллективных художественных выставок. Картины находятся в частных коллекциях в России, Бельгии, Люксембурге, Франции, США. Пишет маслом, акрилом, акварелью, а также работает в авторских смешанных техниках, делает ассамбляжи, текстильные и вышитые картины. Трое детей от трех до двадцати пяти лет. На своем сайте автор продает роман (психологический триллер) о петербургском мальчике-художнике.