Гонтаренко Елена

Автор:

1975 год. Конец января.
Кёльнская опера.
Через несколько часов в зал придут люди, потому что все билеты проданы.
Начнётся первый в истории оперы ночной джазовый концерт.
Его будет играть американский пианист Кит Джа‌рретт.
Концерт придумала и организовала молодая девушка продюсер. Это самый молодой продюсер Германии, на тот момент ей 17 лет. Её зовут Вера Брандес.
Через несколько часов концерт должен начаться.
Джаретт подходит к роялю, который установили на сцене. И понимает, рояль совсем не тот, что он просил. Вдобавок обнаруживает массу неисправностей: у него не работают черные клавиши в центре, западают педали; он в очень плохом состоянии.
Взяв несколько нот, пианист сообщает Вере, что играть ночной концерт на таком неисправном инструменте он не будет. Он оставляет её разбираться самостоятельно с тысячей четырьмястами зрителями, которые соберутся здесь через несколько часов. Садится в машину, чтобы уехать.
Вера судорожно пытается решить эту проблему и договаривается с друзьями о том, чтобы нужный рояль на руках пронесли по улицам Кёльна и поставили здесь. Но на улице проливной дождь. И настройщик, который в это время уже пришёл, сообщает, что рояль не вынесет такой транспортировки и нет смысла в этой затее. Он говорит, что нужно работать с тем, что есть и начинает настраивать тот инструмент, который стоит на сцене.
Но что он может сделать? Практически ничего. Вера выбегает к машине Джаретта и умоляет всё-таки остаться и сыграть концерт. Всё происходит под проливным дождём. Пианист видит несчастное лицо девушки продюсера и говорит ей: «Хорошо. Я сыграю. Но помни, это только ради тебя».
И вот, через несколько часов полный зал. Он выходит на сцену и начинает играть на этом непригодном для работы инструменте.
Без нот, без репетиций, то есть сплошная виртуозная импровизация.
Он играет как может, чтобы выжать из этого инструмента максимум.
Он избегает слишком глухих басов. Он избегает слишком звонких верхних нот. Он изо всех сил пытается компенсировать недостаток резонанса. То есть он делает какие-то магические вещи, происходит шаманство. Он встает. Он садится. Он извивается…
Зрители в восторге!
Записи этого концерта позже были проданы в количестве 3,5 млн экземпляров.
Никогда соло концерт не достигал такой отметки.
Позже Джарретт сказал, что это один из самых ярких опытов его в жизни.
Эта история выбрана для конкурса, так как когда-то она вдохновила автора с непригодным для работы зрительным аппаратом стать фотохудожником-документалистом.

отвечу на вопрос: “Что хотел сказать автор?”

Тема конкурса призывала художников транслировать в мир “Пятый элемент”/спасти мир, так кратко могу охарактеризовать свое понимание.

Фоторабота “SPACE”.
Мимолетность в вечном и вечное в мимолетном.
Спонтанный момент детских радостных игр в фонтане в парке, снят мягкорисующей оптикой и это позволило: увести восприятие от детализированной реальности, выйти за пределы очевидного, сорвать покровы времени/пространства и обнаружить обыденность как откровение. Автор слегка не от мира сего, так как почти слепой, без 97% зрения он расшифровывает видимое вот таким образом.

Язык фотографии позволяет мне документальными кадрами рассказывать о необыкновенной реальности, которая существует за пределами привычных сценариев, шаблонов и слов. Каждый момент звучит. Фотография не останавливает мгновение, она проявляет глубину и бесконечность каждого мига, несет в себе заряд энергии, она как точка входа в другие измерения, соприкосновение с которыми пробуждает.
Ведь определенный тип умственной деятельности неизменно сопровождается ПРАНОЙ соответствующего характера, ритма. И спокойное сосредоточение на постижении неведомого, генерит Прану внимательной бдительности.

Задача автора заключается в том, чтоб тот кому сейчас очень тяжело, очень плохо смог найти в себе силы, преодолеть непреодолимое, взглянуть на всё под другим углом и что-то постичь… Когда я смотрю на неё, то со мною что-то происходит. Я меняюсь. Приходит понимание, ощущение связности всего со всем…
Сила внутри нас, свет тоже внутри.

Способна ли документальная фотография пробудить яркий импульс восторга от молниеносного переживания момента, от внезапного обнаружения новизны в обыденном?

О моей фотоработе так говорит стихами Марина Лебедева:

Я – облако,
Плывущее над миром,
То облако, которое касаясь
Небесной синевы,
Поет о том,
Как мир прекрасен,
Как цветет земля
И небо отразилось в незабудках…

Я – легкий лист,
Дрожащий на ветру,
Где в капельках росы
дробится солнце,
Стекает вниз с покатого плеча
И с лёгким звоном
Падает на землю…

Я – звездный мир,
Летящий наугад,
Мир, где смешалось время и пространство,
Где постоянно лишь непостоянство.
Я – часть вселенной, бьющейся во мне,
И вся Вселенная
Одновременно.

“…я с изумленьем вечно новым весной встречаю синеву…” (Брюсов).

“Иду и все мимолетно…” (Блок)

цифровая фотопечать. 50х70см. Коллекционная бумага Epson Cold Press Natural 305

Биография:

Краткий список достижений:

— 1 место Hanami Photo Awards 2022

— Global winner «Metro Photo Challenge 2016»

— I место «Громче чем фото» 2016 (жюри Игорь Мухин)

— Диплом I степени Останкино МЕТРО 2016

— Победитель конкурса “Городской пейзаж” Арт-Петербург 2014

Участник коллективных выставок:

2022 – Пушкинская 10. Музей нонконформистского искусства. ProfessionART. “Этот момент…”

2018 – WPC Russia Reportage / Photojournalis WPC Russia Reportage

2017 — Государственный музей истории Санкт-Петербурга «Конец начало прекрасной эпохи. Фотографии Ленинграда – Санкт-Петербурга…”

2017 — Всероссийский ФЕСТИВАЛЬ РУССКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ФОТОГРАФИИ

2011 — Российская Академия Художеств, Галерея искусств Зураба Церетели, г. Москва, Международная фотовыставка «Среда обитания. Человек и архитектура»

2009 и 2019 — Русский музей. I и V Музейная биеннале современной фотографии

Работы находятся в российских и зарубежных, государственных и частных собраниях: США, Японии, Польши, Испании, куплены Российской Академией Художеств (2017) и отмечены директором Государственного Эрмитажа.

В моём понимании фотография – это и светопись сложившегося пазла момента, и отпечаток той глубины резонанса с пространством, которой достиг фотограф сознавая все происходящее, пропуская сквозь свое сердце.

Когда обострённое чувство новизны, свежести восприятия распространяется на все «мелочи жизни», то всё вокруг воспринимается не как обычно. Возникает ощущение отсутствия границ между собой и тем, что якобы вовне. Жизнь переживается восторженно, как удивительно глубокий опыт обнаружения реальности за пределами слов, там, где исчезая затихает звук. Из такого состояния я создаю фотографии. С опытом пришло понимание того, что для меня фотография – это такое сочетание светописи и сложившегося пазла момента, которое вводит меня в состояние внутреннего равновесия, о котором 30 лет назад мой Учитель каратэ говорил: “Если в разгаре боя чувствуешь, что твоя душа напоминает гладь озера в безветренную погоду, – ты овладел мастерством”. Мои фотоработы занимали призовые места на фотоконкурсах; опубликованы в более, чем 20 странах мира; отмечены директором государственного Эрмитажа, президентом Академии Художеств, а также признанными мастерами фотоискусства — всё это стало результатом самосовершенствования в области фотографии с 1985г.

Возможно мой мир – это альтернативный способ интерпретации реальности. Особенности моего зрения ( 3% вместо 100%) провоцируют постоянно сомневаться в том, что же на самом деле предстает перед моим взглядом? Что скрывается за первым, видимым планом картины мир? Уловить образы невидимого, которые могут быть истолкованы по-разному, означать одно или другое. Созерцание очевидного. Что скрывается за очевидным?