Долматов Сергей

Автор:

История первая. Смешная

Давно хотел написать одну работу.В школьные годы(в средних классах) очень нравился рассказ Хемингуэя «Старик и море». Перечитывал много раз со скупой юношеской слезой. И вот решил написать на эту тему картину. Ну, как водится-наброски, эскизы. Но что-то дело не шло. Пригласил своего товарища Игоря Палыча, чтобы фактуру, так сказать, и динамику живъём взять. Усадил в кресло, как будто бы он в лодке сидит,показал как руки держать. Попробовали, но…Ну не верю я! Как у Станиславского. Нет той напруги и динамики в мышцах.

А писать я собрался фрагмент, когда старик тянет рыбу, точнее, это она она его тянет уже не первый день. И вот тот момент, когда она, уставшая, решает выплыть на поверхность, и на устах старика появляется надежда и радость, что скоро всё это закончится-5:0 в его пользу. Чтобы натуральней было, мы взяли верёвку. Один конец Палыч ухватил, а второй нужно было куда-то привязать. А куда в можно в квартире привязать верёвку, чтобы за неё можно было тянуть? Конечно, к батарее! Статист (скорее даже динамист, в нашей ситуации) уселся в кресло. Предстояла ему нелёгкая работа-показать во всей красе, как старик тащит рыбу , измождённый, но радостный.

Я сел за мольберт и начал зарисовывать. Начинаю писать руки и опять вижу, что всё не то-нет той напруги в мышцах! Говорю палычу: “Тяни,у тебя на крючке рыба кило двесте-триста будет, ты вымучен, руки в крови, жилы как струны сейчас порвутся”. Надо отметить Игорь хоть и суховат по фактуре, но крепкий парень, в ВДВ служил. В общем, в итоге действительно произошёл разрыв. Но не жил, а верёвки. Момент был хороший: и динамика, и вены пульсирующие, всё хорошо и правдоподобно, только одна проблема-кратковременно, а я ж всё-таки не фотоаппаратом сижу, а с кистью…Взял я другую верёвку, уже покрепче, с палец толщиной. Мы опять заняли свои позиции, и начался монотонный труд по извлечению рыбы. Пишу руки, вены, и переодически подстёгиваю его, дескать , давай…Тяни…Корячься..Нужна правда, воздух в комнате должен звенеть, как тетива натянутого лука перед точным выстрелом!… Палыч вошёл в раж и сорвал мне батарею.

«Старик и море» 90х90 холст.масло 2009г

История вторая. Трагическая

Одним весенним утром позвонила знакомая девушка Катя. Говорит: ” серёга, хочешь Австралийского амадина?”Я долго по буквам спрашивал-кого.Всё никак не мог понять (утром десято мая особенно остро чувствуешь, как тяжело далась нам Победа). Оказалось, это маленькая птичка такая, из семейства воробьиных. У девушки потомство пара принесла. Ну, так как живность я очень люблю(до этого у меня ворона жила-это отдельная история, точнее-трёхтомник). В общеми, так как предлагала она мне его вместе с клеткой, то я не смог отказаться. Это оказалась птаха меньше воробушка, симпатичный и застенчивый птенец. Сам не знаю почему, я назвал его Че Гевара, среди своих-Чиня. Иногда называл его “мой орёл”, потому что он мог “парить”, а точнее зависать на одном месте, как калибри.Сразу решил, что клетка всегда будет открыта, пусть живёт свободно, хотя первые недели три он и не вылетал оттуда, слишком застенчив был. Где-то через месяц он уже ел с рук, потом мы построили вместе гнездо (он активно помогал), следом ещё одно-в цветах-птичья “дача”. Надо сказать, жил Чиня по -буржуйски: не то, что я-в коммуналке. Когда подрос мой друг, стал проводить время у меня на плече, либо на своей даче. Всё время таскал туда кусочки ваты, утепляя что-то и перестраивая. Умный очень был. Даже когда пару раз Катя приходила в гости его навещать, говорила: “Какие умные у него глаза, а мои -два оболтуса”. Вырос мой орёл, и потянуло его к семейному счастью. Ну, думаю, пора ему падругу завести, возмужал, да и базу материальную уже создал в виде недвижимости.А тут ещё неожиданно на Алтай меня друзья-буддисты пригласили, лама Оле должен был приехать. Давно хотел на Алтай сьездить, а тут такой случай.
Одного Че Гевару не хотелось дома оставлять, поэтому решил я ему подругу выбрать. Посоветовали сьездить на птичий рынок. Приезжаю, а там пусто, ни одного, так сказать, представителя динозавров(птицы, вроде бы, их прямые потомки)-тогда свирепствовал птичий грипп. Заговорил с одной барышней-продавцом, лицо показалось добрым.
Она перешла на шёпот, предложила пойти за ней. Вышли мы за торговые ряды, подошли к большому контейнеру. Открыла она его озираясь, и вынесла на белый свет клетку вдвое меньше мой, с птахами. Все самочки, так и защебетали от счастья. Симпатичные, от самцов отличаются причёской на голове, типа “площадка” (в 90-х была в моде). Одна птичка, как белая ворона, зажалась на полу клетки в угол, вся общипанная, шея голая и окрасом отличается от остальных. По оставшейся паре перьев ещё можно определить-нежно жёлтенькая. Продавец предлагае мне други, бодрых жизнерадостных, а я глаз не могу от этой отвести. Так её жалко стало, заклюют думаю совсем. Говорю, эту хочу. Посадила она её в коробочку из под молока с дырочками..”Забирай даром- некондиция”.
Еду домой в трамвае, в руках коробка, а в ней-облезлый жёлтый комочек. Смотрю на неё, а на сердце тревога, думаю, вот блин, хотел одну проблемму решить, а получил две. Как Чиня невесту примет, не известно. Возвращаюсь домой с тяжёлыми мыслями. Захожу, открываю коробочку и запускаю птаху в клетку.Что тут началось…Сначала я думал, Чиня сейчас в обморок упадёт, осталбенел, нахохлился. Потом давай метатся-то к ней, то к зеркалу подлетит, смотрит на себя. Дескать, кого ты мне принёс? Я такой красавец, а это что за мокрая курица? Потом накинулся на неё и давай клевать, еле отогнал.Говорю ему: “Дурила, она ведь отьестся, обрастёт и станет как в сказке, прекрасным лебедем”. Пришлось её в клетке закрыть, чтобы не заклевал.
Вот, думаю, влип я, послезавтра уезжать, а тут такой конфуз. Зеркало отвернул к стене, чтобы Чиня поменьше собой любовался.
В общем, уехал я на Алтай, а сердце дома оставил. Вернулся через два месяца и узнал, что Маня(так я назвал птичку) умерла. Оказывается, была уже совсем старенькая. Правда, конец своей жизни прожила прекрасно. Оперилась и окрепла. Подружились они с Чиней, и он ухаживал за ней. Долго потом грустил, аппетит потерял.
Долго мы ещё с ним жили вместе душа в душу, много событий было. Но однажды случилось непопровимое. Говорил ему:”Не садись на диван и на меня по утрам когда я ещё сплю, придавить во сне ведь могу”. В общем, привстал я с дивана за телефоном и опять сел, и не сразу почуствовал, что под коленом что-то дёрнулось. Убираю ногу, а у него судороги…Искуственное дыхание не помогло, Поздно. Задохнулся.

Очень, очень тяжело мне было. Долго оправиться не мог.Корил бы себя ещё неизвестно сколько, еслибы не одна знакомая. Успокойся, говорит, ему давно нужна была реинкорнация, слишком маленькая у него голова для такова умища.

Добрые люди эти буддисты.

Улетел. 60х80 холст, масло 2007г.

История третья. Философская

Март. Что ещё надо? Солнце начинает не только слепить глаза, но и греть.
После долгой-предолгой зимы в эти весенние месяцы, март-апрель, даже крайне сложно, впасть в депрессию. Почти невозможно.И вот, щурясь, вышел на улицу. Был повод, нужно было коммунальные счета оплатить.
Иду дворами, ловлю зайчики в окнах. Воздух пахне тёплым будущим. Настроение прекрасное, не омрачает даже то, что сейчас предстоит обменять собственные деньги на какуюто бумажку с печатью. Весна вне и весна во мне.
И тут такая картина. Бабуляка(сестра, а может быть, и жена) заботливо выводит и усаживает на лавочку старичка. Стена дома горит, переливается залитая солцем.
Издалека мне показалось, что передо мной трогательная идиллия, столько тепла и заботы было в движениях. Но поравнявшись с этими людьми, я вдруг увидел глаза старика. Его взгляд. Точнее, его отсутствие….
Я увидел глаза, в которых была осень.

Весна-осень 2008г холст масло 101х80

Биография:

Участие в выставках:

1997 – выставка молодых художников, г. Светлогорск, БССР

1999 – персональная выставка, клуб “Идиот”, г. Санкт-Петербург

2004 – групповая выставка, “Музей частных коллекций” Михайлова Г.Н.

2005 – Рождественская Арт-ярмарка, г. Санкт-Петербург

2007 – Рождественская Арт-ярмарка, г. Санкт-Петербург

2018-«Портрет кошки» г. Санкт-Петербург

2021-Художественная выставка «РЯДОМ» Санкт-Петербург.